Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи инклюзивного образования:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.
Что такое инклюзивное образование?
Условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
1. | Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 20% обучающихся – дети с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, дети-инвалиды) |
2. | Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов | В детском саду имеются необходимые специальные технические средства обучения и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми ОВЗ. |
3. | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Используются специальные технические средства для развития познавательной сферы детей с ОВЗ средствами игровых технологий – планшеты для детей. |
4. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписание непрерывной образовательной деятельности, режимом дня. |
5. | Оказание психологической или другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностям здоровья | Осуществляется постоянно в соответствии с реализуемыми адаптированными основными образовательными программами для детей с ограниченными возможностями здоровья, планами коррекционно-образовательной деятельности, запросами педагогов иди родителей (законных представителей) |
6. | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь | Не предоставляется |